РАЗМЫШЛЕНИЯ О ДИЛЕММЕ «РОССИЯ И ЕВРОПА». ВЫСТУПЛЕНИЕ Н.А.НАРОЧНИЦКОЙ НА КОНФЕРЕНЦИИ «РОССИЯ, КУДА ТЫ ИДЕШЬ?» ВО ФРАНЦИИ
Дилеммы русской идентичности и «Россия и Европа» оказываются в центре дискуссии уже не впервые при переходе в новый век. Эта дискуссия важна отнюдь не только для самоопределения русских в целях и ценностях исторического бытия. В сегодняшнем меняющемся не в пользу Запада мире отношения и взаимопонимание Европы и России имеет ключевое значение не только для нашей общей Европы, но, в немалой степени, для будущего мировой политики.
На всем протяжении своей истории от превращения Московии в Российскую империю, а затем в ХХ веке в коммунистический СССР, этот феномен независимо от наличия реальных противоречий вызывал заинтересованную ревность особого характера, присущую лишь разошедшимся членам одной семьи.
Политическая и историко-философская дискуссия о “России и Европе” в России развивалась всегда в интерпретации духовного смысла мировой истории и культуры. Наверное неслучайно она продолжается уже не одно столетие, так и не решив дилемму, принадлежит ли Россия к «европейской цивилизации». Эту дилемму не обошли вниманием крупнейшие русские умы прошлого, славянофилы и западники, Достоевский и Белинский, Константин Леонтьев и евразийцы, разочарованные в западном марксизме и отношении Европы к русской трагедии. При этом, надо отметить, несмотря на яркий след самой полемики, славянофилы и западники были вовсе не антитезами, но сторонами русского сознания, его богатыми гранями. Сегодняшний спор гораздо беднее философски, но куда воинственнее политически, ибо современная европейская лево-либеральная элита и ее адепты в России сводят любой исторический дискурс к мессианизму либертаристских ценностей конца ХХ – начала ХХI вв..
Отношение Европы к России изначально было отмечено скепсисом и недоверием ко всему отличному, что так свойственно евроцентрической мысли Старого света. Достаточно заглянуть в «Шесть книг» о «Республике» Жана Бодена, не делавшего разницы между мусульманской Османской Турцией и чуждой и далекой православной ойкуменой.
Сегодня нервическое отношение к дилемме «Россия и Европа» также не изжито в основном именно Западом. Об этом как раз свидетельствует предложенная мне тема об «идентичности России». Ведь Европа не обсуждает родство с мусульманским или пантеистическим Востоком? Похоже, Европа построила свой рай на земле, но так и не избавилась от скепсиса к русской истории, неуверенности перед громадностью, потенциальной самодостаточностью России, а главное, перед ее вечно самостоятельным поиском универсального смысла бытия.
– Но что есть Европа? Это ли романо-германская культура, где человек — воплощенный долг в борьбе добра и зла? Или это доктрина «прав человека», система, где презрительная и теплохладная сентенция Понтия Пилата «что есть истина?» стала девизом современной либертаристской философии?
Является ли Россия частью Европы? Да, конечно, но что есть Европа? Это ли великий поиск смысла бытия и воплощения христианских заповедей в истории? Или это нигилистическая пародия на Европу апостола Петра — диктат Совета Европы – этого 4го Интернационала? Европа – это не только латинская Европа, Европа – это и православный опыт поствизантийского пространства. Вдумчивые исследователи на Западе никогда не считали Россию Азией — Впрочем что есть Азия? – Это ведь и ислам, и пантеистический Восток… Россия слишком велика и самодостаточна – поэтому она сама составляет своеобразную часть нашей общеевропейской цивилизации и постоянно демонстрирует самостоятельный поиск смысла истории. Поэтому и очевидно, что узко понимаемое сугубо либеральное западноевропейское измерение российскую идентичность не исчерпывает.
Когда же мы были более всего едины? – На мой взгляд, дважды: изначально до Просвещения и в ХХ веке – в период коммунизма. И это не парадокс.
Что является основой европейской цивилизации с идеей универсальных целей и ценности личного и всеобщего бытия? – Американская конституция? Декларация прав человека и гражданина? – Нет — христианское Откровение. Несмотря на многовековое соперничество великая романо-германская культура и русская православная культура имеют общую духовную апостольско-христианскую основу. И в одну цивилизацию нас объединяют не демократические клише, давно наполняющие конституции Африки и Индии, а Отче наш, и Нагорная проповедь.
Спор о первенстве в обладании христовой истины, великая схизма разделили Европу и Россию, но отнюдь не сделали их разными цивилизациями. Романо-германская и русская православная культура стали двумя опытами и дали каждая своеобразный ответ на главный вопрос христианской истории — преодоление искушения плоти хлебом и гордыни — властью.
В православии и русском мировосприятии сильнее всего была выражена эсхатологическая сторона христианства. По мнению добросовестного исследователя русского общества начала ХХ века Стивена Грэма, Запад и Россия — это Марфа и Мария, добавим, к сожалению разделенные.
Бердяев в своих рассуждениях о России часто подчеркивал, что “русская идея” — не есть идея цветущей культуры и могущественного царства, русская идея есть эсхатологическая идея Царства Божия”. Наконец, Св. Серафим Саровский выразили идеал – «стяжание Духа Святого в себе».
Разделил нас вольтерьянский хохот. На пороге ХХ столетия, когда персонажи Золя уже вытесняли героев Шиллера и Э. Ростана, православная Россия действительно уже имела немного общего с той западной цивилизацией, что опиралась на рационалистическую философию Декарта, идеи Французской революции и протестантскую этику в отношении к труду и богатству.
Духовное просвещение-забота о душе человеческой.По моему в России,всех времен,понимание наличия Души- есть основа,на которой построено все восприятие Мира.Кроме этого,очень сильно понимание-к чему приводит Грех.Отсюда,непонимание,зависть Европы.
Не понять им,как можно быть сильным и прощать слабого,как можно быть столь терпимым и вдруг вставать на дыбы,защищая немощного или правду.
Их восхищение-нашими кающимися грешниками-Раскольниковым и пр.взращивает в них чувство превосходства,ведь у них нет такого острого осознания своего греха.Против нас-они,в своей голове- ангелы.Это их беда,а сближение наверное возможно,только пусть у них сначала свой Достоевский родится.